yurchak / По Западной Двине А.П. Сапунова: день 3-й

По Западной Двине А.П. Сапунова: день 3-й

            Очередное плавание по белорусскому участку Западной Двины несколько раз откладывалось, тем не менее, 21 сентября 2014 г. нам всё-таки удалось выбраться на реку и продолжить сравнивать современную реку с Двиной А.П. Савпунова (книга «Река Западная Двина», 1893 г.). Погода в этот день была вполне сносной: солнце периодически пряталось за тучами, прохладный встречный ветер освежал, но не особо мешал сплаву. Правда, закончилось всё в итоге небольшим дождём, но под ним проплыли мы всего минут пять, достигнув конечного пункта назначения.
            Добравшись до Курина, мы направились пешком в сторону Будислово, где в прошлый раз завершили плавание. На полпути до деревни свернули к реке, тем более, что в работе А.П. Сапунова на этом участке ничего значимого не наблюдалось, а река выглядела весьма однообразной.
            Отправившись вперёд, немного с опаской смотрели на небольшую рябь на воде, боясь усиления встречного ветра. Первое место, вызвавшее живой интерес, стал заливчик у правого берега напротив деревни Рыбаки. Он, скорее всего, искусственного происхождения, так как этот участок реки давно активно эксплуатируется речниками.
 
 В последнем мы смогли убедиться, пройдя менее километра вниз по Двине в сторону Курино. Сразу за заливом по правому берегу располагается обширная каменная отмель, выглянувшая из-под воды в засушливом 2014 году.
 
            Спустя несколько сотен метров каменистое дно сменилось песчаным. Река вновь стала мелкой. А.П. Сапунов называл это место мелью Куринской. Посередине реки располагались большие песчаные отмели. Обойти их можно было только по левой протоке. Справа большая часть водных участков была занята судами речников, которые именно в этом месте ведут добычу песка.
    
Отчалив от песчаных островков, которые при средней воде полностью скрываются под водой, мы двинулись дальше, но именно здесь нас ждал сюрприз. В нескольких десятках метров от нас из-под воды резко в воздух взвился железный трос, который поднялся над уровнем воды на несколько метров. Этим тросом к противоположному берегу была привязана баржа. Сразу представили, как легко резиновая лодка с нами взлетела бы в воздух… Что это было мы, так и не поняли. Либо всё получилось случайно, либо нас предупредили о наличии троса в воде? А может речники просто развлекались? Не каждый день можно посмеяться над проплывающими мимо чудаками. Но было не до расспросов. Проплывать под висящей железякой не очень хотелось, пришлось оперативно подгребать ближе к берегу, где висящая «гаргара» не опускалась в воду, так как была закреплена достаточно высоко.
 
            Спускаясь ниже, встретили ещё несколько песчаных и каменных отмелей, красивые песчаные пляжи, заливы. Сильно бросался в глаза низкий берег, не свойственный Двине на других участках реки.

 
            Ниже по течению нас ждало древнее село Курино. Сапунов следующим образом описывает остров в этой деревне: «О-въ Курино, выше села Курина, на половине пути между Суражемъ и Витебскомъ. Этот о-въ упоминается в 1627 г.: въ то время здесь были «бобровые гоны». Подобное описание позволяло надеяться, что нас ожидает значительный и интересный объект. Однако ожидания не оправдались. Остров не впечатлил, даже при низкой воде. Многие из таких островов Алексей Парфёнович вообще не упоминал в своей книге. Чем обязан этот таким вниманием к себе? Только тем, что о нём говорится в древних текстах?  Карты ХІХ века позволяют предположить, что ранее он выглядел куда серьёзнее. Куда же делся большой остров?

 
Ответ, скорее всего, нужно искать в деятельности речников по добыче песка, которая могла действительно сильно изменить облик реки. На снимке со спутника в Яндексе даже видны суда, стоящие рядом с островом.
  
Кроме того, песчаная структура острова под воздействием реки по высокой воде могла серьёзно измениться за более чем 100 лет.
            Если посмотреть карты первой половины ХХ века, то можно обратить внимание ещё на один интересный момент: ранее в Курино находился паром. Известно то, что он был уничтожен партизанами в годы войны, которые эффективно громили и водные коммуникации, используемые нацистами на оккупированной территории. По примеру второго двинского парома (в деревне Барвин Перевоз на великолукском тракте) можно предположить, что он был восстановлен и просуществовал до строительства автодороги по правому берегу реки, соединившей Лужесно и д. Тарасенки, расположенную напротив Суража.
            Напротив Курино левый берег представляет собой песчаный пляж, поросший кустами лозы. По правому берегу в конце деревни раскинулась широкая отмель, по низкой воде, представляющая собой очередное поле из валунов и растительности. Правда, валуны здесь куда меньше, чем те, что встречались выше по реке. И травы на порядок больше.
 
            Здесь же мы обратили внимание на странного рыбака, голова которого была скрыта под капюшоном. В резиновой лодке с ним сидела собака. А сам он плавал вдоль противоположного берега.
 
Складывалась впечатление, что он пристально за нами наблюдает. Как оказалось, так и было. Прямо по курсу нашей лодки в воде что-то странное мелькнуло. Оказалось, это верхний шнур тёмно-зелёного цвета (что и привлекло в воде внимание) от сетки типа «путанки». Сразу стали очевидны причины поведения странного рыбака, оказавшегося браконьером.
            Ниже Курино характер реки не изменился. Низкий берег, периодически попадающиеся небольшие отмели создавали впечатления “дежавю”. Попадались и здешние обитатели... 
 
Как писал А.П. Сапунов, на расстоянии с полверсты ниже описанной нами деревни должен был находиться небольшой островок. У более высокого левого берега, поросшего старыми соснами, но имеющего небольшой песчаный пляж, мы его и обнаружили. Судя по обстановке, на берегу это место давно облюбовали отдыхающие, которые находились в тени древних хвой и в тот момент.
 
            Далее Двина стала несколько шире. Плыть по ней было приятно. Беспокоивший ранее ветерок на время прекратился. Мы приближались к деревне Задвинье, расположенной по правому берегу.
 
В самом начале деревни на противоположной стороне (слева) увидели поросшую травой косу, врезающуюся в реку, но примыкающую к берегу. При более высокой воде она явно превращается в остров.
 
Решили причалить и отдохнуть. Как только ступили на землю, практически сразу увидели интересный артефакт – череп кабана. Присмотревшись внимательно, в траве обнаружили другие «запчасти» и фрагменты шкуры.
 
Сразу вспомнилось страшное для многих производителей свинины сочетание АЧС. Хотя, скорее всего, могло быть всё куда более банально. Этот «товарищ» мог просто утонуть в начале года при переправе по непрочному льду. А река принесла его на многие километры вперёд и уложила на эту врезающуюся в воду косу.
            После отплытия от этого места опять усилился ветер и на реке появилась небольшая рябь, которая пока не представляла большую проблему. Ниже на протяжении километра нас ждало ещё пять небольших островков, примыкающих к обоим берегам. По левой стороне Двины особенно бросался в глаза живописный сосновый бор.
 Периодически попадались валуны. Примечательно, что А.П. Сапунов на этом участке реки упоминал о камне Боровка в 3 верстах ниже Курино у деревни Борок. Несколько крупных валунов  на этом участке реки мы обнаружили. Являлся ли один из них той самой Боровкой, установить сложно.



            За Задвиньем по правому берегу нас ждал ещё один интересный объект. Если мы не ошиблись, то это место выгрузки песка. У берега стояли баржы, одна из них с краном, а на самом берегу располагались горы песка и экскаватор. На фоне, на первый взгляд, нетронутой природы это зрелище, конечно, сильно контрастировало. Кроме того, впечатлял цвет речной воды. Здесь она особенно тёмная из-за значительной по двинским меркам глубины. Добыча песка на протяжении нескольких десятков лет не могла пройти без серьёзного углубления реки. Мысль о том, что под тобою глубина не метр и не два позитивно влияла на интенсивность гребли.

 
            Сразу за этим объектом посередине реки разместился узенький, но довольно вытянутый (метров на 80) островок. Его спутниками были еще несколько небольших островков, о которых А.П. Сапунов даже не упоминал.
 
Далее Двина немного виляла.Сама река была довольно широкой, периодически из-под воды виднелись мелкие, поросшие травой участки и валуны. Последних становилось всё больше.

 
Мы приближались к деревне Лущиха (на правом берегу), о которой в книге «Река Западная Двина» говорилось следующее: «О-вки у д. Лущихи, подводные, видные только въ малую воду; у д.Лущихи – привалъ».
            В засушливом 2014 г. подводные островки стали очень надводными. Это сразу бросалось в глаза. Основной остров в длину был вытянут метров на 150. Перед ним находился еще один не большой островок, два располагались ниже по течению.  Мы обошли остров через левый рукав, так как именно здесь увидели несколько интересных объектов: практически от самого берега и до острова в воде на определенном расстоянии друг от друга находились огромные валуны. Особенно большое их скопление было у берега. Хотя и вокруг островков из воды выглядывали крупные камни. Чуть ниже по левому берегу их также было немало.
Левая протока


 
            В районе Лущихи заметно усилилось течение. Бросались в глаза и хорошо ухоженные особняки на берегу (хотя они были и в Задвинье), что говорило об окончании «диких мест» и приближении к городу.
            Вслед за островками у Лущихи начинались пороги Витебские, растянутые, согласно А.П. Сапунову, вёрст на 15. Первый порог Алексей Парфёнович назвал Закладень (24 версты до Витебска и 10 саженей длиной). К сожалению, точно локализовать их не так и просто. Сделать это возможно только после прохождения всего участка Витебских порогов, что, как планируется, у нас получится уже по низкой воде в 2015 г. Тем не менее, попробуем описать пока то, что видели собственными глазами. Ещё в пределах береговой линии Лущихи нас ждала первая встреча с выходом на поверхность доломитовых пород. Как считают геологи, долина реки Западная Двина на отрезке Курино – Лужесно очень молода, ей не больше 14 тысяч лет. До этого высокое плато из древних карбонатных пород (доломиты и известняки) было водоразделом с девонского времени (последние 350 млн. лет). Другими словами, ранее Двина начиналась к западу от Рубы, а её современные верховья делили между собой древняя Ловать и Каспля. В период таяния последнего ледника воды из Суражского приледникового озера пробили себе путь в обход Витебской возвышенности – по линии Курино – Руба – Подебрезье – Лужесно, тем самым образовав современную Западную Двину. Но доломитовые пласты очень сложно преодолевать реке, поэтому здесь она уникальна и за последние несколько тысяч лет незначительно изменилась. Но об этом подробнее и авторитетнее могут рассказать геологи.
Что же касается первого объекта, о котором мы уже упомянули, то по правому берегу над уровнем воды немного возвышалась высохшая обширная отмель серого цвета, занимавшая почти треть реки и усыпанная небольшими валунами. При более близком рассмотрении стало очевидно, что это доломитовая скала, образующая на этом участке реки речное дно.


 
Есть предположение, что при более высокой воде здесь может образовываться порог. Может это и есть Закладень? Но с эти будем разбираться позже. Среди небольших валунов сразу бросился в глаза камень с просверленным посередине его отверстием.
 
По утверждению известного белорусского археолога Марата Климова, проводившего археологические разведки в зоне затопления Витебской ГЭС, подобных камней на этом участке довольно много. Только он насчитал и задокументировал несколько десятков (фотографии видел лично).
Ниже по течению у самого берега можно увидеть ещё несколько таких доломитовых отмелей и многочисленные валуны. Также здесь очень много цапель, которые небольшими стайками всё пытались скрыться от нас, но мы, следуя за ними по течению, постоянно их догоняли.
На участке от карьера (по правому берегу почти у самой реки в районе Лущихи) до усадьбы И.Е. Репина «Здравнёво» мы реально почувствовали, что такое плавать по двинским порогам. Грести уже не надо было. Лодку стремительно несло вперёд течение. Оставалось только сожалеть, что раньше такого не было. На дне реки, учитывая незначительную глубину, виднелись всё те же доломитовые плиты, усыпанные небольшими камнями.
 
Правда весьма часто встречались и крупные валуны, из-за чего приходилось внимательно всматриваться в воду, дабы не налететь на них лодкой. На доломитовом дне виднелось много однотипных водорослей. Мы предположили, что это и есть уникальный Цинклидотус Дунайский (Cinclidotus Danabicus), занесённый в Красную книгу Республики Беларусь и встречающийся на территории страны только на  рубовских порогах.


 
Второй порог (возможно Вахолка) между Зравнёво и трассой Е-95 оказался ещё более серьёзным. По мере приближения к нему был слышен звук бурлящей воды. Индейцы назвали бы это место «Говорящая вода». Стоит отметить, что из-за низкой воды часть порога также оказалась на поверхности. Поэтому вся вода стремительно летела в оставшиеся протоки, ударяясь о многочисленные валуны на дне. Ветра почти не было, но на поверхности реки из-за подводных преград были многочисленные высокие волны и водовороты. Очень красиво! Да и эмоции от сплава по такой реке также переполняют. Рекомендуем всем попробовать спуститься по рубовским порогам, пока до поднятия воды в зоне затопления Витебской ГЭС такая возможность существует.
 

 
Ещё одной достопримечательностью перед финишем стала мини-ГЭС на левом берегу реки, в месте сброса воды из карьера Гралево в Западную Двину. Ежечасно из карьера откачивается 20 тысяч кубометров воды. Река в районе ГЭС будто закипает.
 
Тем временам мы стремительно приближались к финишу путешествия. Уже больше километра на горизонте был отчётливо виден мост через Двину, расположенный на трасе Одесса – Санкт-Петербург Е-95 (9-й европейский транспортный коридор).

 
По мере приближения к нему мы внимательно всматривались к проезжающему транспорту в надежде увидеть городской автобус маршрута 26а, направляющийся к посёлку Верховье. Учитывая, что этот автобус не так уж часто ходит, это была бы большая удача.
И нам повезло. Правда, учитывая расстояние до конечной остановки и участок, который ещё предстояло проплыть, пришлось ускориться. Заморосил мелкий дождь. Слаживать лодку пришлось очень быстро, так как был шанс опоздать.
Свернув лодку и собрав вещи, бегом бросились вверх по насыпи моста, пытаясь сократить путь до остановки. Когда выбрались наверх, автобус уже подъезжал. Перемахнув через дорогу, поняли, что нам сильно повезло: не нужно сидеть и коротать час-полтора в ожидании следующего рейса.
Вот так второпях мы завершили последний сплав 2014 г. Проект «Двина А.П. Сапунова» только начался, но на его реализацию до момента затопления Витебской и Полоцкой ГЭС остаётся не так уж много времени. Будем надеяться, что начатое завершит 2015-й. А если к проекту присоединятся другие участники (а мы к этому готовы и будем рады новым людям), то уже собранными 7,5 гигабайтами фотоматериалов дело не ограничится.   
  • Clown, 24.05.2015 02:18 #

    @yurchak, а у вас какой-нибудь опыт водного туризма есть? Не просто же вы сели в лодку и поплыли? Перед этим где-то тренировались?
    ответить на комментарий
  • yurchak, 24.05.2015 23:03 #

    Опыта нет. До этого тренировался на рыбалке. Там тоже есть, что описать. Да вот только фоток нет.
    ответить на комментарий
  • yanglish 26.05.2015 11:17 #

    "песчаная структура острова под воздействием реки по высокой воде могла серьёзно измениться за более чем 100 лет. " Очевидно так и есть. Тут за 20-30 лет ландшафт меняется сильно. Сто лет назад острова имели совсем другой образ. Жалко фотиков тогда не было  
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
yurchak
5 постов
Последние комментарии
zelenaya учора ў 20:43
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}