yurchak / По Западной Двине А.П. Сапунова: день 4-й (2015)

По Западной Двине А.П. Сапунова: день 4-й

После долгого перерыва, отпраздновав день города и проведя всю субботу в рыцарском лагере феста «Віцебск сярэднявечны», мы решили завершить плавание по Двине Сапунова в зоне затопления Витебской ГЭС. 28 июня, собрав снаряжение, вновь отправились на реку. К этому времени запрет на плавание по рекам и озёрам Беларуси уже был снят. Появилась реальная возможность завершить начатое в 2014 г. Уровень воды в Двине этому также благоприятствовал. В Витебске он составлял всего +8 см относительно «поста 0». Из-за отсутствия осадков река вновь обнажила многочисленные отмели, пороги, валуны. Осталось их только задокументировать.
Действовать решили по привычному сценарию: машина была оставлена на финишной точке сплава в Лужесно, а на втором авто нас любезно доставили до Лущихи. Как видно старт был назначен не в Рубе, где мы завершили сезон 2014 г., а на километра два выше, чтобы в очередной раз пройти по двинским порогом выше Рубы. Уж больно понравилось здесь плавать в прошлый раз, да и хотелось, наконец, разобраться в том, где какой из порогов, упомянутых в книге А.П. Сапунова «Река Западная Двина», непосредственно расположен. Сделать это оказалось не так просто. К сожалению, находятся они очень близко друг от друга, да и описание Алексея Парфёновича не такое конкретное, чтобы его сопоставить с нынешними реалиями. Учитывая всё вышесказанное, а также то, что в описании иных особенностей этого участка Двины они потеряются, постараемся обратиться к ним в отдельной публикации и на странице группы в контакте.
А теперь непосредственно о сплаве. Отплыв от Лущихи, сразу вышли на быстрое течение и понесись к первому порогу чуть выше музея-усадьбы И.Е. Репина «Здравнёво». Ощущение незабываемое.
 
Из-за низкой воды опять на поверхности находились многочисленные валуны, многие из которых весьма внушительных размеров. Дно просматривалось прекрасно, но только солнце периодически пряталось за облака, поэтому  не всё в воде удавалось рассмотреть. Местами на поверхность показывались доломитовые плиты. Бросалось в глаза большое количество водорослей, как в воде, так и высохших на валунах и берегу.
 
Очевидно одно: при более высокой воде (сантиметров даже на 50-70) груды валунов в разных частях реки смотрелись бы иначе, образуя дополнительные пороги, круговороты и завихрения на воде. Это только бы добавляло визуальных эффектов, да и плыть на резиновой лодке там было бы интересно, чего не скажешь о деревянных судах, ранее доминировавших на реке. Именно их здесь наблюдал И.Е. Репин. Как, впрочем, и бурлаков, тянувших свои лайбы против течения.
В районе “Здравнёво” сразу бросилась в глаза строительная техника. В рамках строительства Витебской ГЭС рабочие принялись за берегоукрепление. Они убрали деревья и кустарник, срезали часть берега и стали активно подвозить дополнительный грунт, камни и металлическую сетку.
  
Спустя чуть больше недели будучи на этом месте по работе на берегу довелось встретить “репинскую” белку (не употреблял). Если бы она выходила ещё к туристам (а не являлась избранным), то стала бы дополнительной достопримечательностью этого уникального туристского объекта. Тогда же довелось видеть на Двине товарищей по отдыху – мужчину и женщину, сплавлявшихся на резиновой лодке, но более вместительной и с мотором.
Но вернёмся к сплаву. Напротив Здравнёва мужчина с парнем копошились у валунов.
 
Точно их занятие определить не удалось, но, скорее всего, они там промышляли рыбалкой. В этой части Двины рыбу часто достают руками из-под камней. Сам бы не видел – не поверил. С детства, ходя с собственным дядькой (Александром Васильевичем) на реку, хорошо знаком с этим способом ловли. Выглядит своеобразно. Обычно Василич выходил на рыбалку только в плавках и галошах. Без плавок никак, а галоши - чтобы удобнее было ходить по каменистому двинскому дну. Плавал он тоже в них. Вот в таком виде он подходит (точнее подплывает или подползает, если глубина маленькая) к камню, осматривает его и ищет норы под водой. Обнаружив подходящую, наощупь запускает туда руку с расставленными указательным и средним пальцами. Если там спрятался от жары налим (головой к выходу), он зажимает его пальцами в области жабр, глушит и прячет в плавки. А больше некуда. Не всегда, но такая рыбалка приносила успех. Ещё больший успех он имел у женщин на деревенском пляже, когда выходил из воды с уловом грамм 300-500 в плавках. Они-то не знали про особый вид рыбалки.
С другой стороны Двины промышлял ещё один экзотический рыбак. Этот ловил на «санки». Ещё одна уникальная снасть для ловли таких любителей быстрой воды и порогов, как голавль и жерех. Для Двины снасть также ненова. Но нас впечатлило то, что эта была сделана из пластиковой бутылки.
 
Обычно санки делают из дерева. Внешне они представляют собой две параллельно скреплённые деревянные дощечки разных размеров и напоминают детские санки, но их конструкция сделана так, чтобы  плывя от натяжения против течения, они удалялись от рыбака. Сам «механизм» построен по принципу воздушного змея. Между санками и удилищем натянута леска, которая позволяет управлять всей системой. Но главное, что к этой леске прикреплены поводки с насадкой (стрекозами, майскими жуками и т.д.), которые синхронно с движениями удилищем создают эффект  упавшего в воду насекомого. Гуляющий по быстрой воде голавль хватает такую стрекозу и становится добычей удачливого рыболова.
Плывя дальше по Двине, думать об ускорении не приходилось. Течение стремительно несло нас к Рубе, где мы в 2014 г. завершили сезон.
 

 
Не доплывая до моста, увидели по правому берегу доломитовую отмель и решили причалить. Об этом решении не пожалели, так как именно оно позволило сделать интересные фотографии пересохшего порога. Вот такие преграды Двине приходится преодолевать в районе Рубы. И именно поэтому здесь река уникальна.


 


  

Хотелось бы отметить, что это не пересохший «водопадик». Двина как раз течёт в обратную сторону. Она врезается в такие доломитовые выступы, с годами разрушая их. И такие вот преграды при более высоком уровне создают эффект бурлящей воды.
Когда выглядывало солнце, хорошо просматривалось почти ровное доломитовое дно, усыпанное крупными валунами и поросшее водорослями. Слева вновь проплыли мимо Мини-ГЭС, возле неё ошивался ещё один рыбак с более традиционными орудиями лова. На правом берегу удалось сфотографировать замысловато закрученное дерево недалеко от пляжа (в прошлом году фотки оказались размытыми). К сожалению, из-за берегоукрепления его срежут. Но против прогресса не попрёшь.



Вслед за этим объектом нас ждал уже отсыпанный камнем правый берег и мост на трассе Е-95. В сравнении с прошлым годом здесь много чего изменилось (смотрите фото). Сразу бросались в глаза новые опоры для нового моста, возводимого в связи со строительством Витебской ГЭС и большое количество кранов. На одной из фотографий виден грузовой автомобиль на берегу.




 
К сожалению, спустя чуть более недели довелось читать в новостях о гибели человека, утонувшего именно в этой машине (зажало в кабине) из-за нарушения техники безопасности. К сожалению, и такое случается.
Сразу за мостом нас ожидал очередной порог. С его названием пока гадать не буду. Но именно он наиболее известен многим, так как хорошо виден с автомобильного моста и находится прямо напротив Рубы. Несколько раз, проезжая по мосту, думал как его лучше проплыть. Но, так и не определившись со стратегией, пошли наобум, взяв чуть влево от самого бурлящего участка.


Как оказалось, это был правильный выбор, так как наибольшие завихрения на воде в этой части реки создают не камни, лежащие здесь веками, а какая-то металлическая конструкция. Как нам показалось, это лопата от бульдозера, или что-то напоминающее её. Поэтому, если будете проплывать здесь на лодке до заполнения водохранилища, то берите подальше от этого «порога», от греха подальше.
Чуть ниже порога (метров через 150) по правому берегу виднелась доломитовая отмель, врезающаяся в реку. Очевидно, что это тоже полностью обнажившаяся очередная естественная преграда на реке, ранее так пугавшая речников.
 
Проплыв ещё 200-300 метров, нарвались на очередной порог. А затем всё пошло по накатанной. Пороги и отмели здесь с периодичностью сменяли друг друга. Река очевидно очень мелкая. Приходилось увиливать от время от времени выглядывавших из-под воды камней. По правому берегу несколько раз попадались открывшиеся в последние засушливые годы каменные отмели, которые ещё пару лет назад по более высокой воде выглядели куда более впечатляюще.
 
 
Ниже по реке по мере приближения к Верховью более высоким и крутым стал правый берег. Особенно очевидно это было на фоне обнажений грунта на берегу. Вслед за этим мы увидели наполовину пересохшую реку.
Очевидно, что при уровне воды сантиметров на 20-30 выше огромная отмель по правому берегу легко затоплялась водой, превращаясь в мелководье. Пересохшее дно реки было усыпано небольшими камнями, местами выглядывала доломитовая плита. Редко попадались крупные валуны. Встречались и костные останки немалых размеров, принесённые сюда водой. Окаменелостей в залежах доломита не обнаружили, хотя такую задачу перед собой и не ставили. Да и времени не было.



 
 
Из-за пересыхания части реки основной поток воды уходил в левую протоку, где ему также приходилось нелегко. Здесь хорошо читалась целая система порогов и перекатов, на которых вода бурлила и создавала многочисленные завихрения. 
После небольшой деревушки по левому берегу по этой же стороне показалась очередная отмель с валунами. Её облюбовали чайки. Пришлось проверить, насколько синхронно они умеют взлетать.

 

Ниже по реке нас ждал ещё один порог и каменная забора по правому берегу. Вот такой однообразный участок, не дающий возможность заскучать. Здесь мы проплыли мимо рыбака в резиновой лодке. Внешне он очень был похож на Рыгора Барадулина лет в 55-60. Но когда этот «дядька Рыгор» с лёгкостью догнал нас и перегнал, мы стали задумываться над уровнем своей физической подготовки. Как не старались ускориться, но оторваться от преследования не удалось. Лишь потом сообразили, что он то один в лодке, а значит и посадка, и сопротивление воды иное. Это у нас явный перегруз «Барка», с официальной заводской грузоподъемностью в 197 кг.
Кстати, рыбак быстро просёк наши мотивы сплава. Проплывая мимо, он констатировал: «Для истории снимаете…».
На участке реки между Верховьем и Тетёрками по правому берегу были видны первые результаты берегоукрепления. По левому берегу виднелась очередная большая отмель с валунами и участками, поросшими осокой. С левой стороны также имелись валуны. Между ними была весьма узкая протока с бурной водою и порогами, которые также облюбовали любители рыбалки на быстряке. Затем была отмель по правому берегу. К сожалению, после бульдозеров представить его первоначальный вид было сложно. Тем не менее, попадались затоки и очень крупные валуны. Двина была очень мелкая. Местами выглядывали отмели, скопления валунов и даже каменные заборы.

 
 
В районе Тетёрок (по правому берегу) и Барвина (по левому) река резко изменилась. Во-первых, сразу бросились в глаза не прекращающиеся даже в воскресенье работы по укреплению берега будущего водохранилища в районе Барвина. МАЗы, шныряющие по берегу, оставляли за собой облака пыли. Ревели экскаваторы и бульдозеры.

 

Во-вторых, очень резко пропало течение. И это не свойственно этим местам. Проведя именно на этом участке реки почти всё детство, могу сказать, что ранее здесь также был быстряк, но из-за пуска воды в обводной канал в районе строительства ГЭС именно здесь уровень воды уже поднялся, течение пропало и река изменилась. Там, где раньше приходилось переходить реку, теперь я бы уже не отважился на такое мероприятие.

 
А вот фотка этого же места в 2014 г.: 
 
А места здесь интересные. Барвин известен ещё с 16 века. Именно здесь заготавливали корабельный лес и сплавляли  его в Ригу. Саму деревню часто называют Барвин Перевоз, так как до постройки автодороги через Лужесно в этом месте находился паром. Это была важная переправа на древнем сухопутном торговом пути –Великолукском тракте. Он соединял Витебск и Великие Луки. От него шло другое важное для Витебщины  ответвление – Куринский большак. Фрагменты Великолукского тракта ещё сохранились, например, в районе Тетёрок вдоль дачных участков. Кстати, именно этим путём очень часто пользовался И.Е. Репин, а его дочь однажды даже серьёзно повредила палец о трос паромной переправы.
К сожалению, следы от парома полностью исчезли в 1990-х, когда именно в этом месте проложили по дну реки газопровод. А теперь и берегоукрепление полностью изменяет исторический ландшафт.
 Именно здесь был паром (тетёринский берег)

Ниже Тетёрок по правому берегу пока еще сохранился лес. Со стороны Барвина его уже полностью вырезали под строительство ложа водохранилища. Но в районе пионерских лагерей присутствие «дровосеков» стало очевидно и на правом берегу. Здесь также когда-то была отмель и быстряк. Сейчас же чувствовалась глубина. И особо бросалось в глаза большое количество глубоководных водорослей.

 
За лагерями Двина делала поворот направо. Ранее по низкой воде здесь был остров, разделявший реку на две части. А мы постепенно приближались к самой ГЭС. Особенно привлёк внимание высокий левый берег. Поросший лесом, вероятно, он не так бросался в глаза. Но теперь, после того, как деревья в зоне затопления спилили, большой обрыв с обильной растительностью на вершине особо впечатлял. К сожалению, ни одна фотография не может передать этого эффекта.


 
А из-за этого берега за поворотом уже выглядывала стройка. Мы вглядывались вдаль и пытались понять, как действовать дальше. Зная суровый нрав обводного канала, решили причалить и пойти в разведку. По её итогам было принято решение выбраться на берег и обойти канал по верху. И это объективно было единственно правильное решение.


 
Сам обводной канал тоже впечатлил своими перепадами, порогами и особенно «неземными» пейзажами в финальной части. Мы долго пытались понять, что это за удивительные валуны цвета глины, сразу бросающиеся в глаза на фотографиях. А это оказалась глина, которая под воздействием солнца и воды образовала столь замысловатый ландшафт. Пришлось с лодкой спуститься по не самому пологому берегу, попрыгать, как муфлоны, по удивительным скалам и тронуться в путь по «марсианской реке».


 


 
 


 
Впереди уже виднелась Лужеснянка, на месте впадения которой в Двину мы и собирались причалить. Прошли вплавь между удивительных скал. Чудом обошли бетонную глыбу с арматурой (именно из-за этого мы и не поплыли по обводному каналу). Пройдя по быстрому участку и посмотрев на стойку на месте возведения Витебской ГЭС, констатировали: весь участок реки в зоне затопления пройден. Собран богатый материал, нужно только проехать по берегу и сделать фотографии наиболее колоритных мест с других ракурсов.
При этом вставал иной вопрос: что нам делать с Полоцкой ГЭС? Ответ очевиден:  не сушить вёсла…

 
  • artem, 23.07.2015 08:21 #

    Интересно, спасибо!
    ответить на комментарий
  • ArhiKarp, 26.07.2015 11:42 #

    Завидую... Неплохо бы приводить в теле поста и ссылки на предыдущие дни. Нет?
    ответить на комментарий
  • yurchak, 26.07.2015 21:28 #

    На странице все предыдущие дни есть
    ответить на комментарий
    • ArhiKarp, 27.07.2015 23:38 #

      На странице в ВК? Думаете все ходят в соцсети?
      ответить на комментарий
  • yurchak, 28.07.2015 12:51 #

    И совсем не в контакте, а  здесь http://yurchak.bloger.by есть все дни сплава. В контакте только фотографий больше по каждому объекту. Правда, пока нет времени загрузить фотки по последнему сплаву. 
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
yurchak
5 постов
Последние комментарии
zelenaya учора ў 20:43
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}