yurchak / Рубовские пороги по А.П. Сапунову: попытка локализации

Одной из самых нелёгких задач при реализации проекта «Двина А.П. Сапунова» стала локализация упомянутых в книге «Река Западная Двина» двинских порогов выше Витебска. Это было обусловлено тем, что на протяжении последних 122 лет облик реки и её берегов существенно изменился. Деятельность по очистке русла реки и результаты строительства обводного канала Витебской ГЭС особенно повлияли на Двину. Многие из порогов и каменных забор перестали быть такими страшными, какими они казались путешествующим по Двине в ХІХ веке. А некоторые из них из-за подъёма уровня реки перед строящейся станцией уже оказались скрыты под водой.
Во-вторых, очень сильно изменились прибрежные природные и культурные ландшафты: многие населённые пункты, имевшиеся в 1893 г., перестали существовать либо значительно изменили свой облик и месторасположение.
 Трёхверстовка Шуберта 1865 г.
Ещё более усугубило ситуацию слияние, переименование отдельных деревень, а также появление большого количества садовых товариществ в этом месте Двины. Не понятно даже, что А.П. Сапунов считал отправной точкой, измеряя по реке расстояние от Витебска до порогов? Может это исторический центр? А может и границы города, но тогда по какому из берегов?
В-третьих, историк-краевед акцентирует внимание, что описывает только «главнейшие из них» (т.е. порогов). При этом весьма условным выглядят и измерения расстояния в книге. Так, между Закладенем и Вахолкой с Рубой расстояние должно составлять около 4 верст (4,2 км.). В реальности между самыми значимыми порогами не многим более 3 км. И, как оказалось, подобных несоответствий  очень много. В частности, расстояние между Рубой и Барвином почти 8 км., в то время как по книге там должно быть не более 5 вёрст (1 верста – 1,07 км.). И такие примеры указывают лишь на значительную условность приведённых в книге расстояний
В-четвёртых, прежние названия порогов были широко распространены среди речников, которые постоянно пользовались этой транспортной артерией. А.П. Сапунов даже сам акцентировал внимание на то, что названия водных объектов он заимствовал из информации кормчих.
 Барки на Двине (иллюстрация из книги А.П. Сапунова)

Ещё одним проблемным вопросом стоит считать то, как именно появлялись указанные в книге названия порогов, островов и т.д. Использовались ли они местным населением? На последний вопрос, скорее всего, стоит ответить отрицательно, но с некоторыми оговорками. Во-первых, само происхождение названий явно также связано с теми же самыми кормчими. В частности, А.П. Сапунов приводит пример названия каменной заборы Сопель, от имени кормчего, барка которого разбилась на камнях в районе дер. Перно (выше Суража). И есть большие сомнения, что местные жители называли этот объект так же как и речники.
Подтверждением вышесказанного могут быть и названия различных преград на реке на современном латвийском участке. Очень сложно предполагать, что в районе впадения таких явно не «славянских по происхождению» рек как Еглань, Суссей, Нарата, Огер, Иегель острова, пороги и заборы могли называться Кобыла, Конёк, Закладня, Дуга. Карета, Подрез Верхний, Нижний Кривец, Бобёр и др. Явно латышских названий среди островов и порогов очень мало. Зато очень много славянских и связанных с близлежащими населёнными пунктами и реками (например, мель Галиновская, Хатольские мели, острова Якобштадтский и Левенгоф). А такие ассоциативные привязки могли возникать только у лиц, сплавлявшихся по реке, то есть у кормчих.
Кстати, в пользу этой версии говорят и многочисленные «простонародные» и типичные «мужицкие» названия, характерные как раз для суровых речников, а не представителей интеллигенции. Чего стоит только название порога «Щель срамная», хотя это название могло быть вольной интерпретацией А.П. Сапунова ещё более грубого названия. Поэтому сложно даже предположить, что эти названия сохранились среди жителей прибрежных деревень, которые если и давали названия порогам, то чаще по ассоциации с близлежащийм населённым пунктом (например, Рубовские и Верховские пороги).
Однако стоит обратиться к  самим Рубовским порогам. Показательно, что прямо перед ними А.П. Сапунов упоминает островки у деревни Лущиха, которые видны только в малую воду. Хотя островки не такие и меленькие. Но здесь же краевед пишет: «у д.Лущихи – привал». Для чего этот нюанс указал автор? Скорее всего, кормчие, сплавлявшие свои суда из Велижа, именно здесь, в начале чрезвычайно трудного для речников участка реки, останавливались на отдых.
За Лущихой река действительно меняется. До этого спокойная, широкая и степенная, Двина резко увеличивает свою скорость и стремительно несётся среди доломитовых плит и многочисленных валунов в сторону Витебска. Это и есть Рубовские пороги. Несмотря на указанные выше сложности, попробуем локализовать основные из них, сохранившиеся в изменённом виде до наших дней.
Закладень. По информации А.П. Сапунова, этот порог находится в 24 верстах выше Витебска и имеет длину 10 саженей (21,3 м). Первым на такую роль претендовала огромная доломитовая отмель сразу за островами у Лущихи, образовавшаяся летом в засушливых 2014 и 2015 гг. у правого берега. В пользу этой версии говорит значительная протяжённость отмели и огромное количество валунов чуть ниже по течению на противоположном берегу. Но в чистом виде порога по очень низкой воде (чуть выше поста «0» по Витебску) мы не заметили. Тем не менее, эта гипотеза заслуживает внимания, так как в ином случае расстояние до порога Руба ещё более уменьшится.

 
Хорошо читаемый порог бросается в глаза спустя несколько сотен метров, чуть выше Музея-усадьбы И.Репина «Здравнёво». Может это и есть Закладень? Вполне возможно, так как при сопоставлении снимков с различных спутников (сделанных при различном уровне воды в Двине) он читается куда лучше предыдущего претендента на эту роль. Но в таком случае расстояние до порога Руба будет всего 2,5 км.

  
Вахолка. В работе А.П. Сапунова не имеет точной привязки к чему-либо. Но пропустить встреченный нами следующий порог известный краевед никак не мог, он оказался с весьма бурным нравом. Более того рядом на обмелевшем дне летом 2015 года можно было воочию увидеть осушенный двинский порог в виде отслоившихся пластов доломита, а чуть ниже по левому берегу – Мини-ГЭС, работающую на воде, вытекающей из карьера. О том, что это и есть Вахолка, может свидетельствовать лишь точная локализация следующего порога – Рубы.



 
Руба. В книге «Река Западная Двина» этот порог локализован между фольварком Койтова и д. Руба. Причём указывается его длина – до 50 сажен. Такие точные данные и сопоставление карт разных по времени создания позволяют утверждать, что Рубой следует считать самый известный порог, который отлично виден по низкой воде всем проезжающим по автомобильному мосту на трассе Е-95. Для этого необходимо только посмотреть на реку вниз по течению от моста. Кстати, самые большие завихрения, которые хорошо видны на воде, образует не валун, а какая-то металлическая конструкция, оказавшаяся в реке, возможно, во время строительства моста.


 
Водни. Следующие пороги будем локализовать по расстоянию от порога Руба и данным снимков реки со спутника. Действительно, чуть ниже по течению, метрах в 700-900, встречается ещё один не ярко выраженный порог. Но огромное количество валунов и быстрое течение позволяют говорить, что это должны быть Водни.


 
Кравцы. Следующим порогом А.П. Сапунов называет Авдеевичи (на четверть версты ниже Водни), затем ещё через полверсты – порог Кравцы у д.Подберезье. Но главная проблема в том, что сразу за вышеназванным порогом по правому берегу размещалась деревня Подберезье, а лишь затем у левого берега находятся Авдеевичи. Поэтому можно предположить, что автором книги или его информаторами была допущена ошибка в очерёдности порогов. Значит сохранившиеся прямо перед бывшем Подберезьем каменные косы, уходящие от берега, и есть порог Кравцы.
 
Авдеевичи. Следуя вышеизложенному, будем считать, что следующий порог назывался Авдеевичи, хотя и он расположен чуть выше одноименной деревни по левому берегу. Однако в 2015 он действительно бросался в глаза. Посередине реки находился вытянувшийся вниз по течению бывший остров. Бывшим его можно было назвать, так как правая протока полностью высохла и представляла собой огромную доломитовую плиту, усыпанную средними и мелкими каменными осколками, а также остатками речной растительности. Зато в узкой левой протоке вода проносилась с огромной скоростью и отчётливо был виден небольшой, если так можно сказать, водопад. Этот порог известный краевед, как и речники, пропустить не мог.

 



 
Верховский порог. Этот порог, расположенный у одноименной деревни, которая сейчас растянулась на большое расстояние по правому берегу, поглотив многие существовавшие населённые пункты, можно локализовать по старым картам. Однако данные спутника и собственные впечатления во время сплава не давали возможности назвать его серьёзным препятствием на реке. Хотя не факт, что он не был таким в ХІХ веке.
Пропуски. Расположены на полверсты ниже Верховских у Слободы (ныне часть Верховья). Название говорит о том, что на реке должна быть узкая протока, через которую можно преодолеть имеющиеся каменные преграды. И действительно, именно здесь река сужается, что позволяет локализовать данный порог. Хотя для этого названия больше бы подходил расположенный примерно в километре ниже другой порог, который, следуя за А.П. Сапуновым, мы назовём Колено и Смоляная.
 
Копачи. Этот порог по факту обнаружить не удалось. Его можно локализовать только по расстояниям, указанным в книге «Река Западная Двина». Поэтому он должен находиться в 500 метрах ниже Пропусков и, примерно, в одной версте до следующей серьёзной преграды на реке. Однако ничего подходящего на этом участке реки по очень низкой воде обнаружить не удалось.
Колено и Смоляная. Так А.П. Сапунов называет пороги в 16 верстах выше Витебска. Примерно в том месте, где они должны находиться, река действительно сильно сужается и течение усиливается. Более того, этот объект отлично читается на снимках со спутника.



 
Бервинские пороги. Это последний из бывших порогов, который ещё отчётливо виден на Двине. Река здесь неглубокая, течение сильное, сбивающее с ног. У левого берега расположено несколько заросших травой кос, множество валунов и песчаная коса. Ранее на этом участке реки были прекрасно видны завалы из валунов по левому берегу, однако из-за того, что именно отсюда начинается участок, затопленный в ходе строительства обводного канала на Витебской ГЭС, это зрелище уже стало историей. Название порога происходит от деревни Барвин Перевоз, расположенной по левому берегу. Именно здесь когда-то располагался паром на Двине, который позволял пересечь водную преграду для путешествующих по Великолукскому тракту.



 
После Барвина Перевоза А.П. Сапунов упоминает ещё три порога: Козлы (на 3 версты ниже), Бараньи Рожки (на 4 версты ниже) и Толкачиха (чуть выше Лужесно). К сожалению, из-за недостатка информации локализовать и проиллюстрировать эти пороги пока сложно. Хотя можно предположить, что именно на месте нахождения Толкачихи ведётся строительство ГЭС. Однако эта информация нуждается в дальнейшем уточнении и проработке.
Отдельного внимания заслуживает вопрос этимологии названия порогов. Некоторые из них явно были связаны с преградами на реке (Закладень, Руба, Пропуски) или эффектом бурлящей воды на каменных преградах (Вахолка, Водни). Другие имели чисто географическую привязку к близлежащему населённому пункту (например, Авдеевичи, Верховские, Копачи, Бервенские). Третьи представляли собой своеобразные ассоциации и сравнения порогов с какими либо предметами из обыденной жизни. К таким объектам, скорее всего, стоит отнести пороги Кравцы, Бараньи Рожки, Козлы, так как информации о нахождении ранее рядом деревень с такими названиями обнаружить не удалось. В частности, на «трёхвестовке Шуберта» 1865 г. и картах РККА 1920-х гг. их нет. Хотя и эти вопросы ещё нуждаются в дополнительном исследовании.
Таким образом, по результатам реализации проекта «Двина А.П. Сапунова» удалось частично локализовать указанные в работе «Река Западная Двина» Рубовские пороги. Хотя, учитывая названные сложности, включая выявленные неточности в самой книге, однозначно утверждать о правильности локализации не приходится.

Р.S. Если Вы обладаете более подробной или уточняющей информацией о Рубовских порогах, буду благодарен за любую информацию.
 
  • 3
  • интересно
  • yurchak
  • 28 декабря 2015 21:06
Ответить автору поста
yurchak
5 постов
Последние комментарии
zelenaya учора ў 20:43
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}